- Триллинг (Trilling), Лайонел
- (4.VII.1905, Нью-Йорк - 7.XI.1975, там же)литературовед, культуролог, прозаик.Окончил Колумбийский университет (1923). Преподавал в университете штата Висконсин (1926–1927), нью-йоркском Хантер-колледже (1927–1932); с 1932 г. преподаватель, а с 1948 г. - профессор Колумбийского университета.Как литературный критик Триллинг сложился под влиянием эстетического консерватизма М. Арнолда, которому посвятил свою докторскую диссертацию, вышедшую в 1939 г. отдельной книгой. Подобно Арнолду, настаивает на деидеологичности критика, прочитывающего литературное произведение из «незаинтересованного любопытства» и открывающего в нем этические и эстетические свойства, которые бы делали эстетическое познание более подвижным и разнообразным, не отягощенным «утилитаризмом».На работы Триллинга конца 40-х-50-х гг. «Либеральное воображение» (The Liberal Imagination, 1950), «Сопротивляющееся эго» (The Opposing Self, 1955), «Возвращение беглецов» (A Gathering of Fugitives, 1956) значительное воздействие оказывают труды 3. Фрейда (в особенности «Неудовлетворенность культуры», 1930), в связи со столетием со дня рождения которого он выпустил книгу «Фрейд и кризис нашей культуры» (Freud and the Crisis of Our Culture, 1956). По мысли Триллинга, в культуре, как и в психике человека, можно выделить «сознательный» и «бессознательный» уровень. К «сознательному» (или «идеологическому») относятся все формы «тирании культуры», способы восприятия и оценки, навязанные индивиду «извне», не соотнесенные с его личностной самоценностью. К «бессознательному» (которое истолковывается по аналогии с «первичным воображением» у романтиков, в частности у С. Т. Колриджа) - «идеальный» тип мировосприятия, позволяющий «забыть» о реальности и творящий подлинное искусство. На взгляд Триллинга, «первичное» (или «либеральное», т. е. лишенное сознательной социально-политической окраски) воображение делает истолкование жизненных явлений более гибким, а следовательно, морально и интеллектуально «критичным», «по ту сторону» критики (в каком смысле ее понимали американский натурализм конца XIX в. и реализм 1910-1930-х гг.). Другими словами, социальная активность художника - определенный «организующий импульс» - неизбежно подавляет стихийность творческого восприятия и снижает «непроизвольную» художественную ценность произведения.Именно в этом плане в книге очерков «Либеральное воображение» (куда вошли эссе 30-40-х гг. о Ш. Андерсоне, Г. Джеймсе, М. Твене, Р. Киплинге, Ф. С. Фииджеральде, У. Вордсворте).Триллинг критикует социологическую теорию литературы, предложенную В. Л. Паррингтоном, за ее требование «жесткого» соответствия искусства действительности, - соответствия, которое основано на признании тождественности «грубой», «неизменной» реальности и интеллекта.В работах 60-х гг. («По ту сторону культуры», Beyond Culture, 1965) фрейдистское понимание литературы и культуры дополняется у Триллинга идеями экзистенциалистской психологии (выдвинутыми, в частности, в трудах Р. Лэинга). Соответственно прогнозы Триллинга относительно судеб современной культуры становятся еще более пессимистичными. Единственный способ противостоять агрессивным общественным «идеологемам» (а здесь подвергается сомнению даже «упорядоченно-несвободное» изучение словесности в университетских курсах) видится Триллингу в «безумии» (insanity), рациональное признание абсолютной творческой «нормальности» которого абсурдистски подрывает иррациональную суть общественного отчуждения.В одной из последних работ Триллинга - «Искренность и самоценность» (Sincerity and Authenticity, 1972) - на примере творчества Дидро, Гегеля, Сартра прослеживается роль рационалистической категории «верности себе» в истории западноевропейской культуры XVIII–XX вв.Триллинг также автор политического романа «Середина пути» (The Middle of the Journey, 1947), около десятка рассказов, наиболее известные из которых - «О времени, о месте» (Of This Time, of That Place, 1943), «Новая Маргарита» (The Other Margaret, 1945) - часто включаются в антологии американской прозы XX в.В. Толмачев
Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. Бычков М.Н.. 1990.